(Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 11(22).08.1716, о-в Корфу (Керкира) - 27.05.1806, С.-Петербург), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель. Его отец, вероятно, был выходцем с о-ва Занте (Закинф) и получил на Корфу должность начальника местных булочников; по др. версии, он был выпускником Падуанского ун-та и служил юристом в венецианском уголовном суде. Булгарис получил имя Елевферий (свободный) в честь успешного снятия османской осады с Корфу, находившегося в руках венецианцев. Окончил гимназию (фронтистерий) на одном из Ионических о-вов, затем продолжил образование в Арте и Янине. Среди его учителей был А. Катифорос. В 1737-1739 гг. принял постриг и рукоположен во диакона, служил в церкви на Занте. Ок. 1740 г. покинул остров и поступил в Падуанский ун-т на философский фак-т, изучал итал., лат., древнегреч. и франц. языки, богословие, математику. Одновременно с учебой Е. был учителем в местной греч. школе и служил в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1742 г. по приглашению греч. купцов братьев Маруциса, Симона и Ламброса, стал учителем и директором новой школы в Янине. В 1742-1749, 1751-1753 гг. преподавал в школе Маруциса в Янине, в 1750-1751 гг.- в Козани, в 1753-1759 гг.- в академии Афониада при мон-ре Ватопед на Афоне. За это время Е. приобрел известность как самый выдающийся греч. ученый своего времени, к нему стекались сотни учеников. Затем жил в К-поле, где преподавал в Патриаршей академии. В 1763 г. Е. был вынужден покинуть К-поль из-за своей откровенно антиосманской позиции. Одна из проповедей Е. на политическую тему послужила поводом к тому, чтобы к-польская иерархия выступила за его увольнение. Кроме того, в это время его покровитель К-польский патриарх Серафим II был уже смещен. Е. отправился в Бухарест, затем в Саксонию (жил в Лейпциге и Галле).
Одновременно с преподаванием Е. переводил зап. философские и математические трактаты, поздневизант. антилат. трактаты. В творчестве пытался найти компромисс между православной духовностью и философией Просвещения. На Е. оказали влияние платонизм и особенно нем. Просвещение. Свое отношение к католичеству выразил в «Памфлете против латинян» и в письме к парижскому янсенисту П. Леклерку «По поводу святых Восточно-православной Церкви после схизмы» (написано, вероятно, во время пребывания Е. на Афоне). Е. противопоставлял традицию «Ареопагитик», каппадокийцев, святителей Иоанна Златоуста и Григория Паламы зап. традиции Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота. В письме к Леклерку, энциклопедическом по характеру, Е. излагал основные этапы разногласий между Вост. и Зап. Церквами вплоть до XVIII в.; значительное место в тексте занимают выдержки из работ Иерусалимского патриарха Досифея II. В 1767 г. К-польский патриарх Самуил пожаловал ему чин референдария К-польского престола. В Европе Е. надеялся издать свои труды, к-рые циркулировали в рукописях по Востоку, а также завязать контакты с учеными. За 7 лет, проведенных в Саксонии, опубликовал многие из своих авторских и переводных работ, в т. ч. «Логику» (1766), где излагал историю философии, «Православное исповедание» (1767), переводы сочинений блж. Феодорита Кирского и Иосифа Вриенния. Написал ряд новых сочинений. Вел оживленную полемику с Вольтером, с которым его объединял интерес к правосл. населению Польши. Познакомился с математиком Я. А. Сегнером, перевел его кн. «Элементы математики». Был знаком с прусским кор. Фридрихом II. В 1770 г. по заказу рус. двора перевел с франц. языка на греческий «Наказ» российской имп. Екатерины II. В Саксонии Е. поддерживал господарь Валахии и Молдавии Григорий III Гика, к-рый, вероятно, содействовал его приглашению в Россию. Их объединяли ностальгия по Византии и надежда на освобождение греков от ига Османской империи с помощью России.
Первое приглашение Е. в Россию было передано от имени Екатерины II через С. К. Нарышкина 22 июня 1770 г. Е. предлагалось преподавать в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Однако он отказался, ссылаясь на слабое здоровье и недостаточное знание рус. языка. 5 окт. того же года последовало новое приглашение, переданное через Г. В. Козицкого. 7 дек. Е. получил письмо от гр. В. Г. Орлова, в к-ром говорилось о намерении императрицы назначить ему ежегодное жалованье в 1 тыс. р. и предлагалось пользоваться фондами Патриаршей б-ки. 27 дек. 1770 г. Е. написал из Лейпцига письмо с положительным ответом. Прибыл в С.-Петербург 26 июля 1771 г., на следующий день был представлен Екатерине II. Приезд Е. в Россию был обусловлен интересом рус. образованного общества к греч. Востоку. В то же время это событие было критически встречено мн. соотечественниками Е. Сам он выступал за объединение интересов рус. и греч. народов и рассматривал свою деятельность как направленную в пользу филэллинизма. Был убежден в том, что Россия рано или поздно примет непосредственное участие в делах правосл. Востока.
При рус. дворе Е. получал ежегодное жалованье 1,5 тыс. р. и 1 тыс. р. на дорожные расходы, его обслуживали по меньшей мере двое слуг. По свидетельству И. И. Мартынова, у Е. был строгий распорядок дня: он спал не более 3 ч., а остальное время посвящал молитве, работе, приему посетителей, чтению. Переводил с франц. и итал. языков трактаты по вост. вопросу, состоянию Османской империи и судьбе христиан в ней. Самым заметным авторским произведением Е. в этот период был очерк «Рассуждение на действительно критическое состояние Оттоманской Порты», опубликованный в 1772 г. на греч. и франц. языках, а в 1780 г.- на русском. Он отмечал, что Османская империя готова рухнуть и нельзя упускать возможность создать на территории европ. Турции греч. гос-во. 3 авг. 1774 г. написал на аттическом диалекте греч. языка героическую оду (победную песнь) в честь Екатерины II и победы России в войне с Османской империей. В 1775 г. ода была переиздана в Москве с параллельным греч. и рус. текстом. Е. привлекался для проверки знаний приезжавших из-за границы рус. студентов (в т. ч. Д. Е. Семёнова-Руднева (впосл. еп. Нижегородский Дамаскин), с к-рым он познакомился ранее в Европе). В 1774 г. принял участие в разработке проекта Греческой гимназии (Гимназии чужестранных единоверцев) в С.-Петербурге для детей греч. эмигрантов, сражавшихся во время русско-тур. войны на стороне России. Воспитанники гимназии готовились к рус. службе. Первоначально планировалось поставить Е. во главе гимназии, однако эта идея не была реализована.
На присоединенных в результате войны территориях по обе стороны Днепра, где возникли поселения греков-эмигрантов, в 1775 г. была создана новая епархия - Славянская и Херсонская. Архиереем Екатерина II назначила Е., к-рый на тот момент носил сан архидиакона. В течение неск. недель он был последовательно рукоположен во иерея, во епископа и возведен в сан архиепископа. Архиерейскую хиротонию 1 окт. 1775 г. возглавил Московский митр. Платон (Левшин). 5 окт. того же года Е. отправился из Москвы в Полтаву, к месту своей резиденции, куда прибыл 23 окт. 1776 г. Штат архиерея состоял из 29 слуг, а также священника, диакона, 2 келейников и библиотекаря. Из-за недостаточного знания рус. языка Е. нуждался в помощнике, им стал архим. Феоктист (Мочульский; впосл. архиепископ Курский), назначенный настоятелем полтавского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря и управляющим Славянской духовной консисторией. Ориентируясь на потребности греч. паствы, Е. перевел с латыни на греч. язык хрестоматию «Школьные разговоры» И. Ланге, а также «Духовный регламент», составленный Псковским архиеп. Феофаном (Прокоповичем). Изучение «Духовного регламента» помогло Е. ознакомиться со своими новыми адм. функциями. Во многом он был солидарен с позицией архиеп. Феофана, перевел и нек-рые др. его труды (напр., «К спору об исхождении Святого Духа»).
В февр. 1777 г. Е. отправил в Святейший Синод пространный отчет, в к-ром отмечал отсутствие в епархии семинарии и просил выделить средства на ее организацию. Не получив поддержки, решил действовать самостоятельно и основал небольшую школу в полтавском Крестовоздвиженском мон-ре, в к-рой обучались чтению и письму 10 мальчиков. Обратился к бывш. укр. гетману К. Г. Разумовскому с просьбой предоставить для семинарии один из его домов в Полтаве. В результате здание было получено (открыто в нояб. 1778). Одновременно Е. обратился с просьбой о помощи к местным помещикам, «любителям просвещения». В мае 1777 г. назначил главой школы иером. Никифора (Феотоки). При его помощи Е. удалось составить программу обучения, к-рая впосл. была признана образцовой. В школу принимались мальчики младше 14 лет как из духовной среды, так и из мирян. Вначале она не имела офиц. статуса семинарии, до 1779 г. Синод не утверждал также ежегодную субсидию в 2 тыс. р., необходимую для содержания. В 1780 г. были введены классы семинарского уровня по греч., франц., нем. языкам, арифметике и рисованию. При Е. в епархии начали строиться мн. храмы, однако лишь небольшое количество было возведено до его ухода.
В вопросе об отношении к старообрядчеству Е. как выходец из др. Поместной Церкви в известной мере занимал нейтральную позицию. Сразу после его прибытия в Полтаву к нему обратились старообрядцы-поповцы из дер. Знаменки с просьбой разрешить им строительство новой церкви. Е. разрешил, но при условии, что они исповедуют свое согласие с Православием. Отношение Е., воспитанного в борьбе с иезуитами в Османской империи, к униатам было более бескомпромиссным. Еще одну проблему в епархии создавало увеличившееся число странников - духовных лиц с Востока, к-рые без офиц. разрешения собирали милостыню в южнорус. землях. В 1779 г. Е. отказался от управления епархией в пользу еп. Никифора (Феотоки). Ок. 2 лет после этого он оставался в Полтаве, пытаясь успокоить греч. переселенцев, возмущенных тем, что они не получают необходимого продовольствия, крова и обещанных привилегий. 800 из них прибыли в Херсон к Г. А. Потёмкину, Е. также приехал туда. Несмотря на миротворческие усилия Е. и еп. Никифора, часть греков отправилась в Крым, чтобы оттуда вернуться в османские земли.
В Херсоне Е. был тесно связан с Потёмкиным, делился с ним своими представлениями о новой греч. цивилизации, к-рая займет место Османской империи. Новороссия представлялась Е. плацдармом для создания некоего нового гос-ва. Потёмкин обратился к Е. с просьбой написать историю сев. побережья Чёрного м., однако эта работа так и не была создана. В мае 1781 г. Е. окончил «Историческое разыскание о времени крещения российской великой княгини Ольги», к-рое было опубликовано параллельно на рус. и лат. языках в 1792 г. Используя визант. источники («О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного, хроники Георгия Кедрина, Иоанна Зонары и др.), Е. полемизировал с Вольтером и нем. историком И. Х. Лейхом, к-рые относили посещение равноап. вел. кнг. Ольгой К-поля к правлению имп. Иоанна I Цимисхия (969-976). По мнению Е., крещение состоялось в К-поле в 956 г. В февр. 1785 г. Е. написал католич. Могилёвскому архиеп. Станиславу Богуш-Сестренцевичу (опубл.: ВЕ. 1805. Ч. 21. № 9. С. 3-23) по вопросу о борисфенах и их идентификации с сарматами, которые, как тогда предполагалось, были предками поляков. В этом послании Е. показал глубокое знание визант., зап. и рус. источников, сослался на мнение некоторых авторов о том, что сарматский язык мог быть связан с греческим и славянским. Е. за 6 тыс. р. продал свою огромную б-ку Потёмкину, к-рый был занят организацией Екатеринославского ун-та в честь Екатерины II. Все книжное собрание Е. состояло приблизительно из 900 названий, в т. ч. 146 греческих, начиная с редких изданий XVI в. Однако ун-т так и не был основан, и имп. Павел I распорядился переправить книги в Казань для пополнения б-ки местной гимназии. Часть книг осталась в Екатеринославской гимназии. Е. оставил себе собрание поздних греч. авторов и завещал его Александро-Невской лавре (хранится в РНБ вместе с рукописями Е.).
Е. был разочарован тем, что соотечественники не разделяли его образовательных планов, не увенчались успехом попытки перевести Греческую гимназию в Херсон. В письме к бывш. господарю Валахии и Молдавии Александру II Маврокордату от 1 февр. 1788 г. Е. жаловался на отсутствие единомышленников, на ностальгию по Греции. В кон. 1788 г. продал свои дома и земли за 10 тыс. р. и уехал из Херсона в С.-Петербург, прибыл в столицу весной 1789 г. Уделял много времени ученым занятиям и переводам, сосредоточив внимание на классической греч. и рим. лит-ре. Еще во время пребывания в Херсоне перевел на греч. язык «Георгики» Вергилия с посвящением Потёмкину (опубл. в 1786). В 1791-1792 гг. издал 3-томный перевод на греч. язык «Энеиды» Вергилия со своими примечаниями. Пытался вернуть «гомеровский» облик всем заимствованиям Вергилия из Гомера. Переводом «Энеиды» пользовались последующие поколения греч. читателей, на нем основывал свои исследования Мартынов. Вполне вероятно, что с переводом был знаком и Н. И. Гнедич. В нач. 90-х гг. XVIII в. Н. А. Львов под рук. Е. (к-рый выверял греч. текст) предпринял перевод на рус. язык стихов Анакреонта. В 1794 г. вышло в свет параллельное греко-рус. издание, оно имело большое значение для рус. лит-ры XVIII в.: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, Н. М. Карамзин и другие упражнялись в сочинении анакреонтических стихов. Державин в оде «Водопад» на смерть Потёмкина (1794) в строках «И муз ахейских жалкий звук / Вокруг Перикла раздается» ссылался на сочиненную Е. на греч. языке эпитафию на смерть Потёмкина. Труды Е. внесли вклад в развитие классических мотивов и классицизма в рус. лит-ре, а также способствовали формированию новогреч. языка.
Во время русско-тур. войны 1787-1791 гг. Е. продолжал развивать идеи создания греч. гос-ва, теперь уже в связи с «греческим проектом» Екатерины II. Императрица привлекла его к воспитанию вел. кн. Константина Павловича, к-рого готовили к возведению на престол в К-поле и к-рый был с раннего детства окружен греками. В окт. 1793 г. по поручению императрицы Е. перевел с франц. языка на греческий ее «Инструкций по правильному воспитанию великих князей Александра и Константина». В 1793 г. обер-прокурор Синода кн. А. И. Мусин-Пушкин обратился к Е. с вопросами по поводу того, как вовлечь в сферу Православия католиков и особенно униатов, ставших российскими подданными после 2-го раздела Польши. В том же году Е. ответил пространным трактатом «Записка... о лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью» (опубл.: ХЧ. 1887. № 7/8. С. 19-93). Он рассматривал 7 способов: применение грубой силы (отвергал его, называя незаконным и неэффективным), созыв Вселенского Собора (считал его невозможным по политическим причинам), организацию диспута между представителями сторон (этот путь мог привести к затягиванию процесса), издание материалов по каноническому праву и богословию, назначение в районы с преобладающим униат. населением способных и безупречных в нравственном отношении иерархов, организацию образования и школьного дела и особенно правильное преподавание вероучения. В этом документе ярко отражена вера Е. в преобразовательную силу просвещения. В последний период жизни издавал книги духовного характера. Перевел на греч. язык 2-томный трактат Адама Зерникава «Об исхождении Святого Духа только от Отца» (СПб., 1797; автограф: РНБ ОР. Греч. 215) и сочинение Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) о литургии и правилах правосл. Церкви (СПб., 1799), опубликовал свои работы: «Размышления на пять книг Моисея» (1801) в 2 томах, «Церковную историю первого христианского века» (1805), «Метафизику» (1805) (включала учение об онтологии, о космологии и психологии) и др.
В С.-Петербурге Е. жил на Васильевском о-ве, недалеко от академической типографии, в 1801 г. поселился в Александро-Невской лавре. Живо интересовался делами Республики Семи Соединённых Островов, созданной в 1800 г. на Ионических о-вах под двойным протекторатом - России и Турции. В последние часы жизни Е. с ним был Димитрий Неранцис, уполномоченный по делам республики в С.-Петербурге. Е. умер в лавре, похоронен там же в Феодоровской ц. (в советское время территория была занята ЦНИИ «Прометей», к 2007 захоронение не обнаружено).
Е. был почетным членом С.-Петербургской АН (1776), Лондонского об-ва древностей, членом Вольного экономического об-ва (1792). Награжден орденом св. Александра Невского (1797).
Согласно завещанию Е., 2 бриллиантовые панагии (одна из них была подарена ему в 1805 имп. Александром I) были переданы Республике Семи Соединённых Островов на пользу буд. Ионической академии. Из капитала в 10 тыс. р. по 1 тыс. р. было завещано афонской и патмосской школам, церкви на Корфу, в к-рой хранились мощи свт. Спиридона Тримифунтского, церкви на Занте, св. местам Иерусалима, Екатерины святому монастырю на Синае, полтавскому Крестовоздвиженскому монастырю и новопостроенным греч. церквам в Херсоне и Таганроге. Остальные средства передавались родственникам и друзьям, а также нищим и на погребение. Свои неизданные труды Е. завещал Зою Зосиме для публикации. Из рукописей, принадлежавших Е., в греч. собрании ОР РНБ хранятся Толковое Евангелие 1062 г. (Греч. 72; на л. 4 помета Е. о приобретении этой рукописи в мон-ре Павла и Чудотворца Спиридона у иером. Софрония в 1757), а также сборники произведений Е. смешанного содержания (Греч. 594 (на л. 76 послание против латинян), 609 (на л. 57 письмо спрашивавшим, где находятся души после смерти), 706 (на л. 89-122 об. введение в риторику).
Д. А. Ровинский, указав 5 гравированных листов с изображением Е., воспроизвел наиболее выдающийся портрет, выполненный в технике черной манеры в 1805 г. в С.-Петербурге гравером К. В. Зеелигером по рис. акад. Ф. И. Яненко (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 738-739). Е. представлен поколенно, сидящим у стола вполоборота влево, в рясе и черном клобуке, с панагией, орденом на ленте и звездой на груди, возле правой руки раскрытая книга и чернильница с перьями. Лист входил в число произведений, за к-рые гравер был избран «назначенным» в академики имп. АХ.
Известен др. портрет Е., награвированный пунктиром в 1792 г. в С.-Петербурге англичанином Дж. Уокером по оригиналу Г. Скливаса (ЦАК МДА). Поясное изображение иерарха с окладистой седой бородой, заключенное в овал в прямоугольнике, тоже представляет его как ученого, в кабинете возле стола на фоне книжного шкафа, в архиерейской мантии и клобуке, с панагией на груди (награды отсутствуют), правой рукой перелистывающего страницы книги. Лист был помещен в издании сочинения Е. «Историческое разыскание о времени крещения российской великой княгини Ольги» (СПб., 1792). Гравировальная медная доска этого портрета находилась в АХ. Иконография была воспроизведена в той же технике ок. 1843 г. гравером В. Храмцевым по заказу П. П. Бекетова для изд.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843 (экземпляры - ГПИБ, ЦАК МДА). Раскрашенный «зеркальный» вариант, без изображения рук, имеется на литографии сер. XIX в., изданной И. Х. Дациаро, с подписью мастера: «L. Loire» (ЦАК МДА).
Гравированный портрет 1766 г., а также предположительное погрудное изображение Е. без подписи (на нек-рых оттисках пометы карандашом: «Дамаскин», «отец Павел» - см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 642) были напечатаны в Лейпциге. По сведениям Ровинского, живописный портрет Е. находился в Музее Одесского об-ва истории и древностей.